понедельник, 25 июля 2011 г.

Владимир Ладыка: «Решил участвовать в выборах из-за кандидатуры Царенко»


19-26 июля 2011 г., 30 (658), Мнение
Газета Панорама, Дмитрий Литовченко 25 июля 2011 в 17:30
Борьба за ректорство в Сумском национальном аграрном университете достигла апогея 7 июля. Однако случилось непредвиденное - назначенные на этот день выборы ректора были перенесены на неопределенный срок. В то же время экс-руководитель вуза Владимир Ладыка уволился с поста вице-президента Национальной академии аграрных наук и приказом профильного министра был назначен и.о. ректора. В интервью «r» Владимир Ладыка рассказал о борьбе за вуз, перспективах развития СНАУ, главном оппоненте Александре Царенко и причинах своего ухода из аграрного министерства.

r: Почему именно Вы были назначены и.о. ректора? Потому что уже были ректором или потому что являетесь главой Наблюдательного совета вуза?
В.Л.: Согласно Закону о высшем образовании, и.о. ректора может быть гражданин Украины, который имеет определенные научные степени. В данном случае я мог претендовать еще и потому, что полгода назад уходил с этой же должности, хорошо знаю университет, и риск от этого назначения минимальный.

r: Получается, что любой кандидат в ректоры мог написать заявление и стать и.о. ректора после утверждения министром?
В.Л.: Это право министра.

r: Когда могут состояться выборы?
В.Л.: Это будет зависеть от предписаний министерской комиссии, которые они пришлют в университет. Сейчас у меня нет формального перечня нарушений со сроками их устранения. Когда увидим перечень, сможем назвать приблизительную дату.

r: Правда ли, что Вы имеете право два года находиться в состоянии и.о. ректора без выборов?
В.Л.: Нет, это неправда. Речь может идти о нескольких месяцах. Скорее всего, выборы пройдут осенью. Я очень заинтересован в том, чтобы выборы не были затянуты, чтобы университет получил ректора. Важно, чтобы выборы прошли честно, прозрачно, желательно без черного пиара.
У меня прагматичная программа, связанная с концепцией развития аграрного образования и науки, принятой Кабмином в апреле этого года. Конечная цель — создание в областных центрах учебно-научных производственных комплексов. На Сумщине будет создан Институт сельского хозяйства Восточного Полесья (уже подписан приказ). Это будет концентрированное управление всей наукой области. Это пилотный проект, согласованный с министром.

r: Ваш оппонент Александр Царенко утверждает, что Вы заручились поддержкой губернатора Юрия Чмыря и народного депутата Андрея Деркача, которые якобы просили аграрного министра Николая Присяжнюка о Вашем назначении. Это правда?
В.Л.: Это выдумка. Александр Михайлович Царенко не может знать правды, он может лишь догадываться. Меня очень хорошо знают и губернатор, и министр. Нет необходимости подключать народного депутата или других уважаемых людей, чтобы пролоббировать себя. Хотя не отрицаю - я знаком с народным депутатом Андреем Деркачом. Естественно, когда был объявлен конкурс на должность ректора, я встретился с главой ОГА, чтобы понять, могу ли быть одним из претендентов. Поговорил с министром. Я не получил отрицательных ответов, поэтому принял решение баллотироваться в ректоры.
Вот когда трудовой коллектив выберет претендентов на пост ректора, тогда министр сможет выбрать любого кандидата, набравшего более 30% голосов.

r: Как Вы влияли на отмену выборов ректора 7 июля?
В.Л.: На процесс выборов я не влиял, так как не мог повлиять. Я не имел отношения к университету, кроме должности главы Наблюдательного совета СНАУ, а это наблюдательная функция, не больше. Когда приехала министерская комиссия, я не вмешивался - никому не выгодны даже условные нарушения процедуры, иначе потом обязательно будут судебные иски.

r: Расскажите, из-за чего Вас внезапно уволили с должности замминистра аграрной политики?
В.Л.: Я нормально работал как замминистра: принятая концепция об аграрном образовании — это моя редакция; я часто был в составе правительственных делегаций с премьер-министром, его первым заместителем, участвовал в рабочих группах во время визитов в страны Евросоюза.
В апреле проходили выборы в Национальной академии аграрных наук. В этом время я был в служебной командировке с премьер-министром в Израиле. Президент академии внес мою кандидатуру на пост вице-президента, и меня единогласно поддержали. Мне сообщили об этом по телефону. Я пошел к министру, чтобы обсудить эту ситуацию. Он сказал, что это мое право выбора, где работать. Я подумал до следующего дня и принял решение, что научное направление в животноводстве, которым я всегда занимался, буду развивать в качестве вице-президента академии. Министр был обязан подать документы на мое увольнение из министерства. Работа вице-президента — это работа в аппарате президиума. Теперь, после увольнения оттуда с поста вице-президента, я остаюсь действительным членом Академии наук. Никуда не ухожу оттуда. Скажу честно: когда объявили выборы в СНАУ, я решил участвовать в них из-за кандидатуры Царенко! (делает большую паузу)

r: Вы испугались, что он может вновь стать ректором?
В.Л.: Я не испугался. Я ответственный человек и многое создал для вуза, возглавив его в 2005 г., преодолевая тяжелые последствия, оставленные мне предыдущим руководителем Царенко. Я не мог поступить иначе и подал документы на участие в выборах на пост ректора. Считаю, что поступил правильно, потому что это вуз, в котором я вырос. Я пришел сюда в 1979 г. и никогда не расставался с университетом. Мне больно, что сегодня о вузе говорят плохо и хотят «навести здесь порядок».

r: Поговорим о вузе. По предварительным данным, абитуриентов в этом году стало больше или меньше?
В.Л.: Практически на том же уровне, что и в прошлом году. Единственный риск — это общее низкое количество выпускников. Но наше преимущество — квота сельской молодежи в 70%. Мы открываем новые специальности: «землеустройство», «ландшафтный дизайн», «лесное и садово-парковое хозяйство». Это вселяет оптимизм.

r: Царенко утверждает, что из-за проблем с финансами «университет лежит на боку» и за последнее время его покинули 36 профессоров. Это так?
В.Л.: У нас стабильная ситуация. Из университета ушло всего 6 профессоров (причем 4 совместителя), а пришли на работу 10 профессоров из разных регионов. Еще 4 доктора наук защитились. В вузе работают два специализированных ученых совета по защите докторских диссертаций экономического и агрономического профиля. Царенко пользуется недостоверными источниками.
Я самокритичный человек. Согласен, что всегда надо делать больше. Планирую в этом году обустроить библиотеку на первом этаже и в подвальных помещениях главного корпуса, как и предусмотрено проектом.

r: Назовите другие приоритеты на ближайшее время.
В.Л.: Это ежегодный набор 150 иностранных студентов. Усиление интеграции с колледжами — в проекте постановления Кабмина есть пункт о присоединении всех аграрных колледжей Черниговской области к нашему вузу. Количество студентов СНАУ увеличится с 16 до 18 тыс. человек. Это произойдет уже в этом году. Еще одна новость — возвращение Глуховскому аграрному колледжу статуса института имени Ковпака в составе СНАУ.

r: Останется ли среди приоритетов вуза отправка студентов за рубеж?
В.Л.: Мы прекратили работу с организациями, которые берут студентов лишь на сельскохозяйственные работы. Сейчас отправляем студентов к иностранным фермерам на полноценную практику по профилю. Количество студентов, отправляемых за рубеж, сегодня для нас не играет важной роли. Раньше играло, потому что мы считали это одним из основных наших плюсов. Сегодня ситуация изменилась. Англия прекратила массовый приём студентов - все перестроились, в том числе и мы.
Я вижу приоритет не столько в отправке студентов за границу, сколько в повышении качества образования. Еще 10 лет назад здесь было невозможно пройти такую практику, как за границей. Сегодня в Украине есть всё: доильные залы, европейские механизированные комплексы, GPS через саттелит.

r: Будете ли Вы инициировать объединение вузов на Сумщине?
В.Л.: Концепция аграрного образования, утвержденная правительством, не предполагает объединения вузов. Она предполагает объединение украинского высшего аграрного образования с наукой. Вопрос о создании в Сумах единого университета в повестке дня не стоит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий